Возведение воинских и морских храмов есть (или была) общепринятая европейская традиция. Испокон веков существовало военное храмоздательство и на Руси.
Впервые за всю историю Российского государства и военного храмоздательства воздвигнут главный храм Вооруженных сил России в честь самого светлого и любимого праздника православных — «Воскресения Христова» и посвященный 75-летию победы в Великой Отечественной войне.
Величественный Патриарший собор стал третьим в мире по строительному объему православным христианским храмом. Он будет уступать только Храму Христа Спасителя (высота 103 м) и Исаакиевскому собору (101,5 м), а также сравняется со Спасо-Преображенским кафедральным собором в Хабаровске, построенным в 2004 году (95 м).
14 июня 2020 года – день великого освещения патриархом Московским и всея Руси Кириллом в подмосковном военно-патриотическом парке «Патриот» патриаршего собора в честь «Воскресения Христова» как Главного храма Вооруженных сил России – стало и днем торжества православного военного храмоздательства.
Чин великого освящения собора и первую божественную литургию в новоосвященном храме совершил святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В церемонии освещения принял участие Министр обороны Российской Федерации генерал армии Шойгу С.К, российские военачальники и государственные деятели, ветераны вооруженных сил и военнослужащие российской армии.
Величественный Патриарший собор стал третьим в мире по строительному объему православным христианским храмом. Он будет уступать только Храму Христа Спасителя (высота 103 м) и Исаакиевскому собору (101,5 м), а также сравняется со Спасо-Преображенским кафедральным собором в Хабаровске, построенным в 2004 году (95 м).
14 июня 2020 года – день великого освещения патриархом Московским и всея Руси Кириллом в подмосковном военно-патриотическом парке «Патриот» патриаршего собора в честь «Воскресения Христова» как Главного храма Вооруженных сил России – стало и днем торжества православного военного храмоздательства.
Чин великого освящения собора и первую божественную литургию в новоосвященном храме совершил святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В церемонии освещения принял участие Министр обороны Российской Федерации генерал армии Шойгу С.К, российские военачальники и государственные деятели, ветераны вооруженных сил и военнослужащие российской армии.
Краткий экскурс в историю православного военного храмоздательства
История нашей Отчизны, изобильно насыщенная войнами за свою независимость, неразрывно связана с историей храмоздательства, так как в память о защитниках Родины традиционно строились храмы-памятники, часовни, памятные знаки и целые комплексы.
Начиная с ХVIII века, кроме посвящения престолов храмов-памятников, память о воинском подвиге защитников Отечества закреплялась визуально, изобразительными средствами, а также материально, музейными экспонатами.
В честь победы над шведами в Полтавской битве и в память о погибших воинах в Петербурге в 1709 году возводится Сампсоновская церковь, архитектурный образ которой, стал предметом подражания храмостроителей и военных храмоздателей.
История нашей Отчизны, изобильно насыщенная войнами за свою независимость, неразрывно связана с историей храмоздательства, так как в память о защитниках Родины традиционно строились храмы-памятники, часовни, памятные знаки и целые комплексы.
Начиная с ХVIII века, кроме посвящения престолов храмов-памятников, память о воинском подвиге защитников Отечества закреплялась визуально, изобразительными средствами, а также материально, музейными экспонатами.
В честь победы над шведами в Полтавской битве и в память о погибших воинах в Петербурге в 1709 году возводится Сампсоновская церковь, архитектурный образ которой, стал предметом подражания храмостроителей и военных храмоздателей.
На боковых стенах нижнего яруса колокольни были установлены мемориальные доски, посвященные героям Полтавского сражения. На западной стене главного придела храма была выполнена историческая роспись, связанная с сюжетом Полтавской битвы.
На расположенном рядом с церковью кладбище хоронили погибших воинов, ветеранов петровской армии.
Главным воинском храмом считался посвященный победе в Отечественной войне 1812 года Храм Христа Спасителя в Москве (1860; Константин Тон)
На расположенном рядом с церковью кладбище хоронили погибших воинов, ветеранов петровской армии.
Главным воинском храмом считался посвященный победе в Отечественной войне 1812 года Храм Христа Спасителя в Москве (1860; Константин Тон)
Впервые в храме было использовано сочетание богослужебного и исторического, музейного назначения.
Так, в обходной галерее на стенах помещены доски с названиями основных событий войны 1812 года, рельефы, изображающие основные моменты войны, доски с текстами важнейших документов и именами погибших, раненых, награжденных в сражениях.
Здесь же размещались трофейные знамена, ключи сдавшихся русской армии городов и другие реликвии.
Взорванный в 1931 году храм был восстановлен в 1995-2000 гг.
В военных храмах традиционно устраивали богослужения для личного состава воинских подразделений, там же хранились военные трофеи, реликвии. В храмах устанавливали бронзовые доски с именами погибших офицеров и солдат, хоронили полководцев.
Основная идея Главного храма Вооруженных сил России
Главный храм ВС РФ является памятником великой Победе в и всем христианам-воинам, когда-либо совершавшим ратные подвиги во славу Отечества, которые никогда не будут забыты потомками.
«Сегодня крепость воинских формирований определяется в том числе и силой духа, готовностью к самопожертвованию, защите своих товарищей по оружию. А это невозможно без любви к Богу и к ближнему. И именно это может дать главный храм Вооруженных сил — научить человека молитве, которая помогала бы ему в самых серьезных обстоятельствах служения», — заявил вышеупомянутый священнослужитель.
Новый храм имеет важное значение не только для верующих, но и для всех граждан России из-за своего музейного комплекса, отметил он.
Министерство обороны Российской Федерации – храмоздатель патриаршего собора «Воскресения Христова»
Впервые о планах построить в Кубинке храмовый комплекс 23 февраля 2018 года министр обороны России генерал армии Шойгу С.К. объявил на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. Тогда он представил главе государства макет будущего храма. Президент одобрил проект, отметив «С патриархом согласуйте».
Правила Вселенских и Поместных Соборов
Писания Святых Отцов гласят, что никто не должен созидать храма без воли правящего архиерея. По Уставу РПЦ и в соответствие с «Кормчей книгою», именно Патриарх Московский и Всея Руси дает благословление на храмостроительство и ведет архиерейский надзор над всем процессом храмоздательства.
4 сентября 2018 года Сергей Шойгу на селекторном совещании объявил, что проект строительства храма получил «одобрение общественности, органов государственной власти, военного управления и священноначалия».
Так, в обходной галерее на стенах помещены доски с названиями основных событий войны 1812 года, рельефы, изображающие основные моменты войны, доски с текстами важнейших документов и именами погибших, раненых, награжденных в сражениях.
Здесь же размещались трофейные знамена, ключи сдавшихся русской армии городов и другие реликвии.
Взорванный в 1931 году храм был восстановлен в 1995-2000 гг.
В военных храмах традиционно устраивали богослужения для личного состава воинских подразделений, там же хранились военные трофеи, реликвии. В храмах устанавливали бронзовые доски с именами погибших офицеров и солдат, хоронили полководцев.
Основная идея Главного храма Вооруженных сил России
Главный храм ВС РФ является памятником великой Победе в и всем христианам-воинам, когда-либо совершавшим ратные подвиги во славу Отечества, которые никогда не будут забыты потомками.
«Сегодня крепость воинских формирований определяется в том числе и силой духа, готовностью к самопожертвованию, защите своих товарищей по оружию. А это невозможно без любви к Богу и к ближнему. И именно это может дать главный храм Вооруженных сил — научить человека молитве, которая помогала бы ему в самых серьезных обстоятельствах служения», — заявил вышеупомянутый священнослужитель.
Новый храм имеет важное значение не только для верующих, но и для всех граждан России из-за своего музейного комплекса, отметил он.
Министерство обороны Российской Федерации – храмоздатель патриаршего собора «Воскресения Христова»
Впервые о планах построить в Кубинке храмовый комплекс 23 февраля 2018 года министр обороны России генерал армии Шойгу С.К. объявил на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. Тогда он представил главе государства макет будущего храма. Президент одобрил проект, отметив «С патриархом согласуйте».
Правила Вселенских и Поместных Соборов
Писания Святых Отцов гласят, что никто не должен созидать храма без воли правящего архиерея. По Уставу РПЦ и в соответствие с «Кормчей книгою», именно Патриарх Московский и Всея Руси дает благословление на храмостроительство и ведет архиерейский надзор над всем процессом храмоздательства.
4 сентября 2018 года Сергей Шойгу на селекторном совещании объявил, что проект строительства храма получил «одобрение общественности, органов государственной власти, военного управления и священноначалия».
Церемония закладки собора состоялась 19 сентября 2018 года, на ней присутствовали президент России Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Как инженер и строитель по образованию, Сергей Кужегетович Шойгу прекрасно осознавал, что необходимо создать живой храм живому Богу, а не мертвую поделку. Для этого нужны следующие условия:
Для архиерейского надзора процесса храмоздательства 07 мая 2019 года настоятелем храма был назначен председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами Московского патриархата епископ Клинский Стефан (Привалов), который в свою очередь сформировал Художественный Совет собора «Воскресения Христова» с контрольными и надзорными функциями.
07 февраля 2020 года храм получил статус патриаршего собора
Источники финансирования и материального обеспечения храмостроительства Патриаршего собора «Воскресения Христова».
Уже предпроектные разработки показали высокий уровень сметных затрат на храмостроительство примерно 3,3 миллиарда рублей. Как опытный строитель министр обороны понимал, что в итоге данная сумма увеличится как минимум вдвое. Основное финансирование строительства Главного храма осуществлялось за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Для сбора пожертвований был создан Благотворительный фонд «Воскресение», который прошел государственную регистрацию.
Среди жертвователей 1217 юридических лиц, 94 360 конкретных людей, в том числе 15 760 человек, приславших коллективные вклады, и еще 15 490 взносов поступило через СМС-сообщения.
Конечно, фонду помогло и правительство Москвы пожертвовав два миллиарда бюджетных средств. Московская область тоже вложилась, выделив 950 миллионов рублей. Предприятия – производители строительных материалов бесплатно поставили на объект почти 70% кирпича и цемента, 100% цветного металла и так далее. Также выделялась строительная техника, машины и механизмы.
Проектное обеспечение храмоздательского процесса
Проектные разработки и авторское сопровождение храмостроения осуществлялись архитектурным бюро «Сретенские архитектурные мастерские» под руководством 33-летнего архитектора-самородка Смирнова Д.М.
Как инженер и строитель по образованию, Сергей Кужегетович Шойгу прекрасно осознавал, что необходимо создать живой храм живому Богу, а не мертвую поделку. Для этого нужны следующие условия:
- во-первых, храмоздатель должен быть включен в жизнь Церкви, жить Ее Духом, понимать Её задачи, Её видение каноничного церковного искусства и творчества, знать символику храмовой архитектуры, связанную с православной догматикой и богослужением;
- во-вторых, необходимо знать весь вселенский опыт православного храмоздательства, черпая из этого источника традиции все самое лучшее, в первую очередь строительства храмов « Всем миром» на добровольные пожертвования верующих;
- в-третьих, храмоздатель должен быть безукоризненным профессионалом, воплощая в своем проекте все лучшее, что накопил предыдущий опыт и что дает современность. Сюда относятся такие специфические конструкции храмов, как разнообразные своды и купола, а также достижения современных строительных технологий и материалов, систем инженерного обеспечения.
Для архиерейского надзора процесса храмоздательства 07 мая 2019 года настоятелем храма был назначен председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами Московского патриархата епископ Клинский Стефан (Привалов), который в свою очередь сформировал Художественный Совет собора «Воскресения Христова» с контрольными и надзорными функциями.
07 февраля 2020 года храм получил статус патриаршего собора
Источники финансирования и материального обеспечения храмостроительства Патриаршего собора «Воскресения Христова».
Уже предпроектные разработки показали высокий уровень сметных затрат на храмостроительство примерно 3,3 миллиарда рублей. Как опытный строитель министр обороны понимал, что в итоге данная сумма увеличится как минимум вдвое. Основное финансирование строительства Главного храма осуществлялось за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Для сбора пожертвований был создан Благотворительный фонд «Воскресение», который прошел государственную регистрацию.
Среди жертвователей 1217 юридических лиц, 94 360 конкретных людей, в том числе 15 760 человек, приславших коллективные вклады, и еще 15 490 взносов поступило через СМС-сообщения.
Конечно, фонду помогло и правительство Москвы пожертвовав два миллиарда бюджетных средств. Московская область тоже вложилась, выделив 950 миллионов рублей. Предприятия – производители строительных материалов бесплатно поставили на объект почти 70% кирпича и цемента, 100% цветного металла и так далее. Также выделялась строительная техника, машины и механизмы.
Проектное обеспечение храмоздательского процесса
Проектные разработки и авторское сопровождение храмостроения осуществлялись архитектурным бюро «Сретенские архитектурные мастерские» под руководством 33-летнего архитектора-самородка Смирнова Д.М.
Информационная справка
Несмотря на относительную молодость, Дмитрий Михайлович уже проявил себя как архитектор-эклетик, в творческой деятельности которого удачно сочетаются традиционные архитектурные приемы и авангардные решения на основе современных достижений в области строительных материалов и цифровых технологий проектирования.
Первый удачный опыт архитектурное бюро под руководство Д.М. Смирнова приобрело в ходе проектирования храма «Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской» в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре.
По решению Художественного совета храма к работе были приглашены академики Российской академии художеств, народные художники России: С.Н. Андрияка, С.А. Щербаков, В.И. Нестеренко, живописцы М. Леонтьев, Д. Шабалина, а также скульпторы Д. Намдаков, В.Д. Шанов и Д.Д. Успенская. Керамическое убранство выполнено в мастерской «Паллада» под руководством К.В. Лихолата, предметы из металла — в литейной мастерской «Кавида» под руководством Ю.Е. Киреева. Ансамбль из 18 колоколов изготовлен на Воронежском литейном заводе.
Патриарший собор «Воскресения Христова» первый в современной российской истории православный храм, полностью посвященный военной тематике.
По замыслу авторов проекта, архитектурный образ, роспись и мозаики внутри храма должна отображать не только Победу в Великой Отечественной, но и вообще все боевые действия, в которых принимала участие русская армия за всю историю ее существования.
По сути возводился не только и не сколько Главный храм Вооруженных сил России с унитарными функциями православного Богослужения, но формировался православный музейный и религиозно-просветительский комплекс.
Храмовый комплекс патриаршего собора «Воскресения Христова» выполнен на основе требований канонов монументального русско-византийского стиля храмостроения и синтеза современных видов искусства: мозаики, скульптуры, керамики, витражей, иконописи и церковной живописи.
В ходе проектирования и авторского сопровождения процесса храмостроения максимально использовались современные цифровые технологии проектирования: и фасад, и интерьер, и даже отдельные архитектурные и художественные детали сначала строились в 3D-моделях в объемных трехмерных изображениях.
Дизайнеры, художники и проектировщики каждый раз уходили от шаблонных, готовых решений, предлагая художественному совету храма несколько вариантов одной и той же детали, пока ее окончательно не запускали в производство.
Магия символизма цифр и пропорций храма
«Для нас, – убежден главный храмоздатель, министр обороны России, генерал Армии Сергей Шойгу, – прежде всего свят тот солдат, ополченец, офицер, полководец, труженик тыла, что не позволил самому страшному, поистине дьявольскому врагу поработить наш народ и землю, растоптать нашу веру, победить наш дух. Поэтому в строительной задумке, в каждой архитектурной пропорции, элементе храма – сакральные символы, восходящие к войне 1941-1945 гг., другим битвам за Россию, попытка зримо и величественно отразить священное единство воинства небесного и воинства земного».
Буквально, каждый квадратный или кубический метр сантиметр и даже миллиметр Главного храма Вооруженных Сил пропитан символикой.
В основание храма вбито 435 свай, длина каждой из которых — 15 метров. Над Рейхстагом 30 апреля 1945 года было водружено знамя 150-й стрелковой дивизии, которое стало знаменем Победы.
Высота храма вместе с крестом составляет 96 метров. В 960 году родился Святой Равноапостольный Великий князь Владимир, в честь которого освящен нижний храм.
Диаметр барабана главного купола — 19 метров 45 сантиметров. На барабане находится 8 окон. Диаметр купола — 22 метра 43 сантиметра. 8 мая 1945 года в 22.43 минуты был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Высота малых куполов — 14 метров 18 сантиметров — 1418 дней и ночей длилась война 1941-1945 гг.
Высота звонницы — 75 метров, именно столько лет прошло со дня Победы.
Площадь мозаики в интерьере 2 644 квадратных метров, что соответствует числу полных кавалеров Ордена Славы.
Высота мандорлы* — 11694 метра (на самом деле 11694 миллиметра), ровно столько участников Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза.
Необъяснимо и удивительно, что в переложение на специфический церковный язык «человекомерия», все эти размеры абсолютно точно соответствовали пропорциям архитектурного «золотого сечения».
Планировка и высотное членение Храма
Главный престол верхнего храма освящен в честь праздника Воскресения Христова.
Несмотря на относительную молодость, Дмитрий Михайлович уже проявил себя как архитектор-эклетик, в творческой деятельности которого удачно сочетаются традиционные архитектурные приемы и авангардные решения на основе современных достижений в области строительных материалов и цифровых технологий проектирования.
Первый удачный опыт архитектурное бюро под руководство Д.М. Смирнова приобрело в ходе проектирования храма «Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской» в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре.
По решению Художественного совета храма к работе были приглашены академики Российской академии художеств, народные художники России: С.Н. Андрияка, С.А. Щербаков, В.И. Нестеренко, живописцы М. Леонтьев, Д. Шабалина, а также скульпторы Д. Намдаков, В.Д. Шанов и Д.Д. Успенская. Керамическое убранство выполнено в мастерской «Паллада» под руководством К.В. Лихолата, предметы из металла — в литейной мастерской «Кавида» под руководством Ю.Е. Киреева. Ансамбль из 18 колоколов изготовлен на Воронежском литейном заводе.
Патриарший собор «Воскресения Христова» первый в современной российской истории православный храм, полностью посвященный военной тематике.
По замыслу авторов проекта, архитектурный образ, роспись и мозаики внутри храма должна отображать не только Победу в Великой Отечественной, но и вообще все боевые действия, в которых принимала участие русская армия за всю историю ее существования.
По сути возводился не только и не сколько Главный храм Вооруженных сил России с унитарными функциями православного Богослужения, но формировался православный музейный и религиозно-просветительский комплекс.
Храмовый комплекс патриаршего собора «Воскресения Христова» выполнен на основе требований канонов монументального русско-византийского стиля храмостроения и синтеза современных видов искусства: мозаики, скульптуры, керамики, витражей, иконописи и церковной живописи.
В ходе проектирования и авторского сопровождения процесса храмостроения максимально использовались современные цифровые технологии проектирования: и фасад, и интерьер, и даже отдельные архитектурные и художественные детали сначала строились в 3D-моделях в объемных трехмерных изображениях.
Дизайнеры, художники и проектировщики каждый раз уходили от шаблонных, готовых решений, предлагая художественному совету храма несколько вариантов одной и той же детали, пока ее окончательно не запускали в производство.
Магия символизма цифр и пропорций храма
«Для нас, – убежден главный храмоздатель, министр обороны России, генерал Армии Сергей Шойгу, – прежде всего свят тот солдат, ополченец, офицер, полководец, труженик тыла, что не позволил самому страшному, поистине дьявольскому врагу поработить наш народ и землю, растоптать нашу веру, победить наш дух. Поэтому в строительной задумке, в каждой архитектурной пропорции, элементе храма – сакральные символы, восходящие к войне 1941-1945 гг., другим битвам за Россию, попытка зримо и величественно отразить священное единство воинства небесного и воинства земного».
Буквально, каждый квадратный или кубический метр сантиметр и даже миллиметр Главного храма Вооруженных Сил пропитан символикой.
В основание храма вбито 435 свай, длина каждой из которых — 15 метров. Над Рейхстагом 30 апреля 1945 года было водружено знамя 150-й стрелковой дивизии, которое стало знаменем Победы.
Высота храма вместе с крестом составляет 96 метров. В 960 году родился Святой Равноапостольный Великий князь Владимир, в честь которого освящен нижний храм.
Диаметр барабана главного купола — 19 метров 45 сантиметров. На барабане находится 8 окон. Диаметр купола — 22 метра 43 сантиметра. 8 мая 1945 года в 22.43 минуты был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Высота малых куполов — 14 метров 18 сантиметров — 1418 дней и ночей длилась война 1941-1945 гг.
Высота звонницы — 75 метров, именно столько лет прошло со дня Победы.
Площадь мозаики в интерьере 2 644 квадратных метров, что соответствует числу полных кавалеров Ордена Славы.
Высота мандорлы* — 11694 метра (на самом деле 11694 миллиметра), ровно столько участников Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза.
Необъяснимо и удивительно, что в переложение на специфический церковный язык «человекомерия», все эти размеры абсолютно точно соответствовали пропорциям архитектурного «золотого сечения».
Планировка и высотное членение Храма
Главный престол верхнего храма освящен в честь праздника Воскресения Христова.
В верхнем храме четыре придела, посвященные святым покровителям родов войск: пророка Илии — покровителя Воздушно-космических и Воздушно-десантных войск России, благоверного князя Александра Невского — защитника Сухопутных войск, великомученицы Варвары — покровительницы Ракетных войск стратегического назначения и апостола Андрея Первозванного — покровителя Военно-морского флота России.
Высотное членение собора двухъярусное. Престол нижнего храма освящен в честь равноапостольного великого князя Владимира. Здесь же размещен крестильный храм – баптистерия.
Эффект камерности крестильного храма достигается полихромным мозаичным убранством стен и свода, керамическими иконами в иконостасе и на столпах, орнаментацией пола, выполненной в технике флорентийской мозаики из мрамора, оникса и нефрита, перемежающимися латунными вставками.
Интерьеры нижнего храма и баптистерия совершенно уникальны и не имеют аналогов в современном зодчестве как по количеству мозаик и керамического убранства в интерьере, так и по уровню их исполнения.
Иконостас храма
Центральная апсида, посвященная Воскресению Христову, впервые в истории православного храмостроения выполнена в виде металлического рельефа.
Яркой доминантой в строгом воинском соборе стал неземной образ Богоматери. Ибо с давних времен народ верил, что Русь находится под Покровом Богородицы.
Высотное членение собора двухъярусное. Престол нижнего храма освящен в честь равноапостольного великого князя Владимира. Здесь же размещен крестильный храм – баптистерия.
Эффект камерности крестильного храма достигается полихромным мозаичным убранством стен и свода, керамическими иконами в иконостасе и на столпах, орнаментацией пола, выполненной в технике флорентийской мозаики из мрамора, оникса и нефрита, перемежающимися латунными вставками.
Интерьеры нижнего храма и баптистерия совершенно уникальны и не имеют аналогов в современном зодчестве как по количеству мозаик и керамического убранства в интерьере, так и по уровню их исполнения.
Иконостас храма
Центральная апсида, посвященная Воскресению Христову, впервые в истории православного храмостроения выполнена в виде металлического рельефа.
Яркой доминантой в строгом воинском соборе стал неземной образ Богоматери. Ибо с давних времен народ верил, что Русь находится под Покровом Богородицы.
В иконостасе храма 48 икон, по числу месяцев боевых действий в Великой Отечественной и Советско-японской войн. Инкрустация из 431 драгоценного и полудрагоценного камня в иконостасе символизирует о 431 стрелковой дивизии, числящихся в Красной Армии к моменту окончания ВОВ. В храме установлены шесть антикварных икон и два антикварных иконостаса.
В киотах храма представлены и древние святыни — иконы XVIII–XIX веков разных художественных центров, объединяя и акцентируя духовное наследие нескольких веков.
Для храма создавались и совершенно новые композиции. Серия живописных работ художника В.И. Нестеренко соединяет небесных покровителей нашего Отечества и его земных защитников.
Внутреннее убранство и художественной оформление интерьера храма
«Это были трудные полтора года, – замечает народный художник России, автор основного объема росписей Василий Нестеренко, – И дело даже не в огромном объеме мозаики, не в сумасшедших сроках. Как отобразить воинские доблести, российскую военную историю через призму духовного света, сделать это выразительно, но высоко и канонично?»
С огромного фриза смотрят на нас сотни глаз тех безвестных простых солдат, офицеров, ополченцев. Воинов много, они уходят в горизонт, в небеса, в вечность.
В киотах храма представлены и древние святыни — иконы XVIII–XIX веков разных художественных центров, объединяя и акцентируя духовное наследие нескольких веков.
Для храма создавались и совершенно новые композиции. Серия живописных работ художника В.И. Нестеренко соединяет небесных покровителей нашего Отечества и его земных защитников.
Внутреннее убранство и художественной оформление интерьера храма
«Это были трудные полтора года, – замечает народный художник России, автор основного объема росписей Василий Нестеренко, – И дело даже не в огромном объеме мозаики, не в сумасшедших сроках. Как отобразить воинские доблести, российскую военную историю через призму духовного света, сделать это выразительно, но высоко и канонично?»
С огромного фриза смотрят на нас сотни глаз тех безвестных простых солдат, офицеров, ополченцев. Воинов много, они уходят в горизонт, в небеса, в вечность.
Все битвы, начиная с обороны Брестской крепости до современных военных конфликтов, словно на громадной линии неумолимого времени, а над ними наши святые – Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков, Сергий Радонежский...
А еще самая большая в мире мозаика Спаса Нерукотворного – 300 кв. метров! Непривычный для православного храмоздательства горельеф Христа, парящего в ультрамарине иерусалимской ночи на главном алтаре.
А еще самая большая в мире мозаика Спаса Нерукотворного – 300 кв. метров! Непривычный для православного храмоздательства горельеф Христа, парящего в ультрамарине иерусалимской ночи на главном алтаре.
Напольное покрытие приделов и притворов храма выполнено из чугунных плит, отлитых из остатков трофейного оружия и техники.
Наружный декор: оформление фасадов и куполов храма
Наружное покрытие фасада храма декорировано природным камнем зеленоватого цвета, с членением медным орнаментом, барельефами и горельефами.
Фасад также формируется величественными северными и южными вратами. На них запечатлены битва за Сталинград, освобождение Севастополя, подвиг Панфиловцев, оборона Москвы, водружение знамени Победы над Рейхстагом и другие известные эпизоды войны работы московских скульпторов В.Д. Шанова и Д.Д. Успенской. На порталах северных и южных врат изображены 36 памятных медалей, по 9 в каждом портале.
Особенно пластичным и эмоционально выразительные украшением храма являются барельефные обрамления главного входа соборной колокольни, выполненные скульптором Даши Намдаковым в древних традициях.
На фасаде храма установлено 29 скульптур. Из них 4 скульптуры евангелистов, а 8 скульптур святых воинов-полководцев символизирует такое же число кампаний Великой Отечественной войны.
В 20 нишах на фасаде храма приведены цитаты из Евангелия о победе добра над злом, на церковно-славянском языке, и святых праведных воинов, выполненные традиционной русской вязью.
В строгом соответствие с каноническими требованиями, основной купол в честь Христа Спасителя и четыре малых в честь апостолов – евангелистов венчают купола с титановым покрытием, которое никогда не потеряет свой великолепный нимб золотого сияния.
Сочетание традиционного сурового воинского стиля цветового оформления зеленоватых тонов, медного архитектурного орнамента, цветовой гаммы заполнения оконных проемов и золотого сияния куполов – впечатляет на более возвышенные эпитеты, чем кликушество на счет «милитаристского камуфляжного стиля».
Для чугунных плит крылец храма использовался сплав, в который включили металл из переплавленного оружия вермахта.
На звоннице храма смонтирован ансамбль колокольного звона. Вес ансамбля более 20 тонн, в него вошли 18 колоколов, самый большой из которых весит 10 тонн.
Убранство колоколов, изготовленных на Воронежском литейном заводе, разработано на основе орнаментов, украшающих храм. На колоколах отражена тема Победы в Великой Отечественной войне, иконы покровителей русского воинства.
Главный колокол-благовестник украсили барельефы с изображениями ключевых событий Великой Отечественной войны. Работа над изготовлением колоколов велась на протяжении полугода.
Управляет этим внушительным оркестром с помощью компьютерной техники всего один человек.
Музейный и мультимедийный комплекс храма
На территории комплекса создан музейный комплекс «Дорога памяти» длиною 1418 шагов в память о 1418 днях и ночах Великой Отечественной войны.
Наружный декор: оформление фасадов и куполов храма
Наружное покрытие фасада храма декорировано природным камнем зеленоватого цвета, с членением медным орнаментом, барельефами и горельефами.
Фасад также формируется величественными северными и южными вратами. На них запечатлены битва за Сталинград, освобождение Севастополя, подвиг Панфиловцев, оборона Москвы, водружение знамени Победы над Рейхстагом и другие известные эпизоды войны работы московских скульпторов В.Д. Шанова и Д.Д. Успенской. На порталах северных и южных врат изображены 36 памятных медалей, по 9 в каждом портале.
Особенно пластичным и эмоционально выразительные украшением храма являются барельефные обрамления главного входа соборной колокольни, выполненные скульптором Даши Намдаковым в древних традициях.
На фасаде храма установлено 29 скульптур. Из них 4 скульптуры евангелистов, а 8 скульптур святых воинов-полководцев символизирует такое же число кампаний Великой Отечественной войны.
В 20 нишах на фасаде храма приведены цитаты из Евангелия о победе добра над злом, на церковно-славянском языке, и святых праведных воинов, выполненные традиционной русской вязью.
В строгом соответствие с каноническими требованиями, основной купол в честь Христа Спасителя и четыре малых в честь апостолов – евангелистов венчают купола с титановым покрытием, которое никогда не потеряет свой великолепный нимб золотого сияния.
Сочетание традиционного сурового воинского стиля цветового оформления зеленоватых тонов, медного архитектурного орнамента, цветовой гаммы заполнения оконных проемов и золотого сияния куполов – впечатляет на более возвышенные эпитеты, чем кликушество на счет «милитаристского камуфляжного стиля».
Для чугунных плит крылец храма использовался сплав, в который включили металл из переплавленного оружия вермахта.
На звоннице храма смонтирован ансамбль колокольного звона. Вес ансамбля более 20 тонн, в него вошли 18 колоколов, самый большой из которых весит 10 тонн.
Убранство колоколов, изготовленных на Воронежском литейном заводе, разработано на основе орнаментов, украшающих храм. На колоколах отражена тема Победы в Великой Отечественной войне, иконы покровителей русского воинства.
Главный колокол-благовестник украсили барельефы с изображениями ключевых событий Великой Отечественной войны. Работа над изготовлением колоколов велась на протяжении полугода.
Управляет этим внушительным оркестром с помощью компьютерной техники всего один человек.
Музейный и мультимедийный комплекс храма
На территории комплекса создан музейный комплекс «Дорога памяти» длиною 1418 шагов в память о 1418 днях и ночах Великой Отечественной войны.
Галерея с помощью технологии микрофотографии оформлена десятками миллионов фотографий участников войны.
Музей под открытым небом «Поле победы» является собирательным образом сражения под Москвой в 1941 году и вошёл в комплекс Главного храма Вооружённых сил. Его место расположения — район, где немцы предприняли последнюю попытку прорваться к столице.
Территория музея разделена на несколько тематических зон, в каждой из которых использованы вооружения и боевая техника времён Великой Отечественной войны. Реконструкция местности создавалась по архивным документам и снимкам фронтовой поры.
Вооруженная святыня Главного храма Вооруженных Сил России
Центральная икона храма — образ Спаса Нерукотворного. Икона Спас Нерукотворный представляет собой каноническое изображение лика Иисуса Христа, по преданию, чудесным образом отпечатавшееся на куске материи и переданное им самим слуге царя Авгаря V. Образ обрамляют святые покровители Вооруженных сил и наиболее почитаемые святые. На внутренних створках киота изображены исторические сцены с иконами Богородицы. С обратной стороны киота изображен Архангел Михаил, пронзающий копием дракона; на створках помещены иконописные изображения святых воинов.
28 апреля 2019 г., после пасхального богослужения в Храме Христа Спасителя г. Москвы, образ Спаса Нерукотворного в присутствии Президента Российской Федерации В.В. Путина освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. С 30 апреля 2019 г. главную икону Вооруженных сил РФ привозили в воинские части и гарнизоны Минобороны России.
Икона была принесена в 45 городов, 476 воинских частей, 54 православных храма. Общая протяженность маршрута, по которому перевозилась икона, составила более 42 тысяч километров. Поклониться образу Спаса Нерукотворного смогли более 800 тысяч военнослужащих, членов их семей и жителей городов России.
Музей под открытым небом «Поле победы» является собирательным образом сражения под Москвой в 1941 году и вошёл в комплекс Главного храма Вооружённых сил. Его место расположения — район, где немцы предприняли последнюю попытку прорваться к столице.
Территория музея разделена на несколько тематических зон, в каждой из которых использованы вооружения и боевая техника времён Великой Отечественной войны. Реконструкция местности создавалась по архивным документам и снимкам фронтовой поры.
Вооруженная святыня Главного храма Вооруженных Сил России
Центральная икона храма — образ Спаса Нерукотворного. Икона Спас Нерукотворный представляет собой каноническое изображение лика Иисуса Христа, по преданию, чудесным образом отпечатавшееся на куске материи и переданное им самим слуге царя Авгаря V. Образ обрамляют святые покровители Вооруженных сил и наиболее почитаемые святые. На внутренних створках киота изображены исторические сцены с иконами Богородицы. С обратной стороны киота изображен Архангел Михаил, пронзающий копием дракона; на створках помещены иконописные изображения святых воинов.
28 апреля 2019 г., после пасхального богослужения в Храме Христа Спасителя г. Москвы, образ Спаса Нерукотворного в присутствии Президента Российской Федерации В.В. Путина освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. С 30 апреля 2019 г. главную икону Вооруженных сил РФ привозили в воинские части и гарнизоны Минобороны России.
Икона была принесена в 45 городов, 476 воинских частей, 54 православных храма. Общая протяженность маршрута, по которому перевозилась икона, составила более 42 тысяч километров. Поклониться образу Спаса Нерукотворного смогли более 800 тысяч военнослужащих, членов их семей и жителей городов России.
Главная икона храма написана на деревянных досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы.
С тыльной стороны доски скреплены между собой цевьем автоматической винтовки Токарева образца 1940 года. Икона является произведением искусства, над которым работали ювелиры, металлурги и художники.
Лик на иконе окружают образа Божией Матери Казанской, Владимирской, Смоленской и Тихвинской, размещённые на художественных рельефах, которые изображают знаковые события в истории Российского государства.
В ковчежце, который неизменно сопровождает икону, находится восемь частиц святых покровителей: великомученика Георгия Победоносца, апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, великомученицы Варвары, апостола Петра, великомученика Пантелеимона Целителя, а также праведного воина Феодора Ушакова, который был командующим Черноморским флотом и является одним из самых почитаемых святых на флоте.
Образ Спасителя помещён в бронзовый складень и имеет вес около 100 кг. Сама икона без складня имеет размеры около 98×84×10.
Мы строим Главный храм Вооруженных Сил – «Храм Великой Победы»
Это призыв, как боевой девиз времен Великой Отечественной войны: «Все для фронта, все для победы», вдохновлял всех создателей Патриаршего собора в Кубинке.
С тыльной стороны доски скреплены между собой цевьем автоматической винтовки Токарева образца 1940 года. Икона является произведением искусства, над которым работали ювелиры, металлурги и художники.
Лик на иконе окружают образа Божией Матери Казанской, Владимирской, Смоленской и Тихвинской, размещённые на художественных рельефах, которые изображают знаковые события в истории Российского государства.
В ковчежце, который неизменно сопровождает икону, находится восемь частиц святых покровителей: великомученика Георгия Победоносца, апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, великомученицы Варвары, апостола Петра, великомученика Пантелеимона Целителя, а также праведного воина Феодора Ушакова, который был командующим Черноморским флотом и является одним из самых почитаемых святых на флоте.
Образ Спасителя помещён в бронзовый складень и имеет вес около 100 кг. Сама икона без складня имеет размеры около 98×84×10.
Мы строим Главный храм Вооруженных Сил – «Храм Великой Победы»
Это призыв, как боевой девиз времен Великой Отечественной войны: «Все для фронта, все для победы», вдохновлял всех создателей Патриаршего собора в Кубинке.
Более 4000 строителей, 150 проектировщиков и архитекторов, три народных художника, десятки замечательных скульпторов, иконописцев, более 1000 мастеров очень старались возвести этот храм в срок.
«Это третий по высоте православный собор, – рассказывает замминистра обороны, глава Военно-строительного комплекса Тимур Иванов, – Сложная конструкция, металл, стекло, современная инфраструктура. Конечно, помогли опыт возведения военных объектов, новые технологии, лучшие специалисты. Но главным все-таки было: строим не просто объект – Храм Победы».
И Главный храм Вооруженных Сил построили за 19 месяцев. Построили те же военные строители, что возвели сейчас за считанные дни 16 многофункциональных медицинских центров от Камчатки до Калининграда для борьбы с неожиданной напастью короновируса.
Специалисты ППК «Военно-строительная компания» трудились по «стахановски» – ударными темпами и в три смены. «Солдаты из стройбата» министерства обороны РФ могут и умеют творить чудеса храмостроительного искусства.
«Это третий по высоте православный собор, – рассказывает замминистра обороны, глава Военно-строительного комплекса Тимур Иванов, – Сложная конструкция, металл, стекло, современная инфраструктура. Конечно, помогли опыт возведения военных объектов, новые технологии, лучшие специалисты. Но главным все-таки было: строим не просто объект – Храм Победы».
И Главный храм Вооруженных Сил построили за 19 месяцев. Построили те же военные строители, что возвели сейчас за считанные дни 16 многофункциональных медицинских центров от Камчатки до Калининграда для борьбы с неожиданной напастью короновируса.
Специалисты ППК «Военно-строительная компания» трудились по «стахановски» – ударными темпами и в три смены. «Солдаты из стройбата» министерства обороны РФ могут и умеют творить чудеса храмостроительного искусства.