К отмечавшемуся в январе 2021 года столетнему юбилею Гараж особого назначения получил замечательный подарок, ставший его визитной карточкой. В Москве на ВДНХ (павильоны № 53 и 54) открылся многофункциональный музейно-выставочный технический комплекс — Музей Гаража особого назначения ФСО России.
Что же представляет собой этот, без преувеличения, интереснейший объект? Начать стоит с того, что на текущий момент это единственный в России музей действующей спецслужбы, открытый для широкой публики. Экспозиция павильона № 53 начинается с зоны свободного посещения, рассказывающей о становлении и развитии органов государственной охраны России. Здесь же наглядно показана история Завода имени И.А.Лихачева (ЗИЛ) и его легендарных марок ЗИС/ЗИЛ, неразрывно связанных с жизнью и деятельностью ГОНа. Не меньшее внимание привлечет рассказ о производстве автомобилей «Аурус» Государственным научным центром ФГУП «НАМИ» и о работе правительственного кортежа во время официальных визитов лидеров государств. Процесс создания представительских автомобилей показан в виде действующих макетов с широким использованием новейших мультимедийных технологий. Посетители фактически становятся свидетелями процесса сборки машин марки «Аурус».
Основу двух залов постоянной экспозиции составили более 50 единиц автомобильной и мотоциклетной техники: среди них модели из Собственного Его Императорского Величества гаража (СЕИВГ) — прародителя ГОНа — и автомашины, обслуживавшие руководителей Советского государства и современной России. Вместе с ними представлены машины сопровождения и мотоциклы Почетного эскорта.
История и деятельность органов государственной охраны неразрывно связаны с визитами первых лиц, в том числе посещениями зарубежных стран, ведь недаромавтомобили ГОНа побывали на всех континентах кроме Антарктиды. Ознакомиться систорическими документами, а также уникальной фото- и видеохроникой гостям Музея помогут специализированные тачпады и мультимедийные экраны.
Постоянная экспозиция содержит значительную коллекцию отечественных представительских машин. К сожалению, не дошли до нашего времени первые российские автомобили высшего класса марки «Руссо-Балт», находившиеся в автопарке императора Николая II.
Основу двух залов постоянной экспозиции составили более 50 единиц автомобильной и мотоциклетной техники: среди них модели из Собственного Его Императорского Величества гаража (СЕИВГ) — прародителя ГОНа — и автомашины, обслуживавшие руководителей Советского государства и современной России. Вместе с ними представлены машины сопровождения и мотоциклы Почетного эскорта.
История и деятельность органов государственной охраны неразрывно связаны с визитами первых лиц, в том числе посещениями зарубежных стран, ведь недаромавтомобили ГОНа побывали на всех континентах кроме Антарктиды. Ознакомиться систорическими документами, а также уникальной фото- и видеохроникой гостям Музея помогут специализированные тачпады и мультимедийные экраны.
Постоянная экспозиция содержит значительную коллекцию отечественных представительских машин. К сожалению, не дошли до нашего времени первые российские автомобили высшего класса марки «Руссо-Балт», находившиеся в автопарке императора Николая II.
Единственный сохранившийся автомобиль этой марки (К12/20 выпуска 1911 года с шасси № 73) в настоящее время экспонируется в Политехническом музее. Зато в Музее ГОНа можно увидеть все отечественные машины представительского класса, выпущенные в СССР и Российской Федерации. Это ЗИСы, ЗИЛы, «Чайки» и, конечно же, «Аурусы».
Экспозиция Музея помогает наглядно проследить этапы сотрудничества главного гаража страны с зарубежными поставщиками автомобилей высшего класса. К примеру, в 1905 году флигель-адъютант Николая II князь В. Н. Орлов по просьбе государя заказал сразу пять «Мерседесов» (Mercedes) 45PS c разными кузовами. А уже в 1912 году компания «Даймлер-Моторен-Гезельшафт» (Daimler-Motoren-Gesellschaft) стала официальным поставщиком Двора Его Императорского Величества. Следует отметить, что с большим вниманием императорская чета относилась и к французским «Делоне-Бельвиль» (Delaunay-Belleville).
В 1920–1930-х годах советское правительство также закупало автомобили иностранного производства: среди них британские «Роллс-Ройсы» (Rolls-Roys) и американские «Паккарды» (Packard).
В 1920–1930-х годах советское правительство также закупало автомобили иностранного производства: среди них британские «Роллс-Ройсы» (Rolls-Roys) и американские «Паккарды» (Packard).
С середины 1990-х годов высшие руководители Российской Федерации передвигались на немецких машинах «Мерседес-Бенц», которые и сегодня состоят на службе в Гараже особого назначения. И вся эта техника также представлена вниманию посетителей.
Центральное место среди экспозиций павильона занимает зона новейшей российской представительской марки «Аурус» (AURUS). Проект, ставший прорывом в отечественном автомобилестроении, был осуществлен научными сотрудниками ФГУП «НАМИ» при непосредственном участии специалистов Гаража особого назначения.
Центральное место среди экспозиций павильона занимает зона новейшей российской представительской марки «Аурус» (AURUS). Проект, ставший прорывом в отечественном автомобилестроении, был осуществлен научными сотрудниками ФГУП «НАМИ» при непосредственном участии специалистов Гаража особого назначения.
Здесь можно воочию увидеть «Аурус Сенат лимузин», участвовавший 7 мая 2018 года в торжественной церемонии вступления В.В.Путина в должность Президента Российской Федерации, и «Аурус Сенат кабриолет», в котором 9 мая 2019 года министр обороны России С.К.Шойгу принимал военный парад на Красной площади. Любителей техники заинтересует раздвижное шасси, демонстрирующее принцип Единой модульной платформы, на базе которой и была создана вся линейка моделей «Ауруса».
Изюминка павильона № 54 — зона интерактивно-образовательного пространства нового музея. Здесь можно посидеть в салонах ретро автомобилей времен И.В.Сталина и М.С.Горбачева, оценить инсталляцию мотоцикла BMW K75RT в разобранном виде, ознакомиться с историей номерных регистрационных знаков и автомобильных фар.
Изюминка павильона № 54 — зона интерактивно-образовательного пространства нового музея. Здесь можно посидеть в салонах ретро автомобилей времен И.В.Сталина и М.С.Горбачева, оценить инсталляцию мотоцикла BMW K75RT в разобранном виде, ознакомиться с историей номерных регистрационных знаков и автомобильных фар.
Не менее интересно будет проверить навыки вождения на динамических автотренажерах и автосимуляторах, сфотографироваться в виртуальной фотопримерочной в костюмах советских лидеров, военной и церемониальной форме, и посмотреть тематические фильмы и сюжеты в специальном кинозале, оборудованном в микроавтобусе «Юность».
Особое внимание уделяется в Музее детям школьного возраста и студентам: благодаря тесному взаимодействию с ведущими научно-исследовательскими центрами и университетами страны — ФГУП «НАМИ», МГТУ им. Н.Э.Баумана, МАДИ — внедрена программа проведения мастер-классов и лекций по инженерно-техническим дисциплинам. Социальная задача этого проекта — помощь юношеству в профессиональной ориентации и развитии интереса к технике. Посещая занятия, студенты и школьники получат возможность прикоснуться к будущей профессии, а приобретенный опыт станет фундаментом к реализации собственных идей и проектов. Современное оборудование лектория позволит молодежи закреплять полученные знания на практике.
Учебная аудитория-лаборатория по праву может гордиться своим оснащением: 3D-принтеры, роботизированные обучающие комплексы, стенды и макеты узлов, агрегаты современных и перспективных транспортных средств, мультимедийные экспонаты. Профессора и доценты, выпускники и студенты технических вузов Москвы читают здесь лекции по истории автомобилестроения, 3D-моделированию, основам аддитивного производства и робототехники, принципам работы тепловых и электрических двигателей и конструирования основных узлов и агрегатов автомобилей, современным технологиям в автомобильной промышленности, безопасности дорожного движения.
Технический лекторий на базе Музея Гаража особого назначения, несомненно, стимулирует возникновение в молодежной среде Москвы первичных кружков начинающих инженеров и изобретателей, ведь запрос на этот вид деятельности в обществе давно созрел. Конечно, не забыли и о самых маленьких посетителях — в54-м павильоне ВДНХ их ждут интерактивно-развлекательный комплекс и игровая площадка.
А подкрепиться после увлекательного просмотра экспозиции Музея можно в расположенном здесь же Спецбуфете особого назначения! Авторские изыски, основанные на высоком качестве продуктов, уникальных вкусовых сочетаниях, а также современных технологиях приготовления и декорирования пищи, обязательно придутся посетителям по душе. Блюда из мяса, рыбы и дичи подаются заправленными эксклюзивными соусами, созданными на травяных и ягодных настоях. Обширный ассортимент всевозможных напитков дарит незабываемое послевкусие. А классические и оригинальные десерты собственного приготовления, в числе которых вафельные трубочки, эклеры с заварным кремом и торт «Птичье молоко», не оставят равнодушными даже гурманов. Для малышей предусмотрено детское меню — разумеется, тоже особого назначения.
Технический лекторий на базе Музея Гаража особого назначения, несомненно, стимулирует возникновение в молодежной среде Москвы первичных кружков начинающих инженеров и изобретателей, ведь запрос на этот вид деятельности в обществе давно созрел. Конечно, не забыли и о самых маленьких посетителях — в54-м павильоне ВДНХ их ждут интерактивно-развлекательный комплекс и игровая площадка.
А подкрепиться после увлекательного просмотра экспозиции Музея можно в расположенном здесь же Спецбуфете особого назначения! Авторские изыски, основанные на высоком качестве продуктов, уникальных вкусовых сочетаниях, а также современных технологиях приготовления и декорирования пищи, обязательно придутся посетителям по душе. Блюда из мяса, рыбы и дичи подаются заправленными эксклюзивными соусами, созданными на травяных и ягодных настоях. Обширный ассортимент всевозможных напитков дарит незабываемое послевкусие. А классические и оригинальные десерты собственного приготовления, в числе которых вафельные трубочки, эклеры с заварным кремом и торт «Птичье молоко», не оставят равнодушными даже гурманов. Для малышей предусмотрено детское меню — разумеется, тоже особого назначения.