Статья руководителя мастерской «Прохрам» Д. А. Остроумова в журнале «Промышленное и гражданское строительство».
Фестиваль «Зодчество», организатором которого является Союз архитекторов России, осенью 2022 г. отметил свое 30-летие. Темой фестиваля стало «Отражение». В манифесте куратора А. Комова отмечено, что зодчество – зеркальное эхо мировой цивилизации, а отражение – это бесконечное взаимодействие: материального и духовного, человека и природы, архитектора и его творений.
Храмовая архитектура с 2020 г. представлена в смотре-конкурсе, а с 2022 г. включена в деловую программу фестиваля. Храм всегда отражает культуру, вбирающую в себя синтез искусств и духовность, выраженную на языке символа. Это та среда, которая хранит в себе вековые традиции, культурные коды и устоявшиеся образы религиозного искусства. В то же время эта среда постоянно взаимодействует с человеком и призвана говорить с ним на понятном ему языке. Храм – не только дом Божий, но и сакральное, отчасти рекреационное пространство, задающее, как камертон, настройку сознанию, чувствам, питая душу человека положительными экзистенциальными переживаниями, очищая ее.
Храмовая архитектура с 2020 г. представлена в смотре-конкурсе, а с 2022 г. включена в деловую программу фестиваля. Храм всегда отражает культуру, вбирающую в себя синтез искусств и духовность, выраженную на языке символа. Это та среда, которая хранит в себе вековые традиции, культурные коды и устоявшиеся образы религиозного искусства. В то же время эта среда постоянно взаимодействует с человеком и призвана говорить с ним на понятном ему языке. Храм – не только дом Божий, но и сакральное, отчасти рекреационное пространство, задающее, как камертон, настройку сознанию, чувствам, питая душу человека положительными экзистенциальными переживаниями, очищая ее.
В номинации «Постройки» золотой знак «за интерьерные решения, благоукрашение и синтез искусств» получил проект ООО «Сретенские Архитектурные Мастерские» — Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации (Патриарший собор во имя Воскресения Христова).
Архитектура всегда была священным ремеслом, вмещающим в себя и отражающим высшие архетипы мироздания, культуры, жизнь социума. В ней архитектор старался отразить принципы мироустройства и даже философские категории, из чего и родилась сакральная архитектура как таковая. Проекты авторов всегда стремятся к высшему идеалу, единому архетипу храма, но имеют они различные формы выражения, композицию, ритм, акценты, доминанты, переплетения пространств и архитектонику. Все это и видимый мир вокруг нас – и есть та сфера, где проявляет и выражает себя через творчество архитектора этот высший идеал.
Д. А. ОСТРОУМОВ, архитектор, магистр богословия, руководитель мастерской ООО «Прохрам», член Союза архитекторов России и Беларуси, Гильдии храмоздателей, Совета по храмовой архитектуре Союза архитекторов России