Храм, построенный на Лубянке, означает не вечную скорбь и укор советскому прошлому, а торжество Христа и Его учеников над силами зла и смерти. Поэтому храм такой светлый и победительный.
Как мы решили построить новый храм
Этот храм – новый, и его строительство на территории Сретенского монастыря было насущной необходимостью. Несмотря на то, что в округе практически нет жилых домов, на воскресные службы и в праздники к нам всегда приезжает так много верующих, что они просто не вмещаются в древний Владимирский собор. Многим приходилось оставаться на улице, поэтому нашему монастырю нужен был храм, который мог бы вместить всех желающих.
Идейным вдохновителем и руководителем строительства нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской стал наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский. Он рассказывал об идее построить новый храм так:
«Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место, на котором стоит монастырь, – Большая Лубянка – это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан: иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей».
«Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место, на котором стоит монастырь, – Большая Лубянка – это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан: иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей».
«Построить храм, прославляющий подвиг новомучеников, призвать их молитвы было важнейшей духовной задачей»
Строительство в рекордно короткие сроки
На возведение храма владыка Тихон пожертвовал все средства от продажи своей знаменитой книги «“Несвятые святые” и другие рассказы», общий тираж которой уже превысил 2,5 миллионов экземпляров. Строительству храма помогали также ряд российских компаний, к ним присоединились взносы и пожертвования прихожан. Новый храм был построен отнюдь не за «заоблачную», а скорее «скромную» по сегодняшним строительным размахам цену. Это удалось только потому, что Сретенский монастырь и его наместник сами были на этой стройке «прорабами» и внимательно контролировали все средства.
Предшествовали строительству, как и положено, визуально-ландшафтный анализ, историко-культурное и археологическое исследования. Строительство храма и реконструкция территории монастыря начались в 2014 году и заняли 866 рабочих дней. Это были рекордно короткие сроки. Для того чтобы ускорить темпы работ, храм начали расписывать внутри еще в процессе строительства.
Главный архитектор проекта Дмитрий Смирнов делился: «Мы открыли для храмового зодчества массу современных технологий – с камнем, чугунным литьем…» Для обеспечения микроклимата оборудовали систему вентиляции и кондиционирования воздуха; управление светом, отоплением, системами аудио- и видеотрансляции обеспечивается с помощью цифрового оборудования.
Главный архитектор проекта Дмитрий Смирнов делился: «Мы открыли для храмового зодчества массу современных технологий – с камнем, чугунным литьем…» Для обеспечения микроклимата оборудовали систему вентиляции и кондиционирования воздуха; управление светом, отоплением, системами аудио- и видеотрансляции обеспечивается с помощью цифрового оборудования.
СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ХРАМА
режиссер Елена Чавчавадзе
СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ХРАМА
режиссер Вячеслав Митин
Храм поражает своим великолепием, светом и легкостью
Высота храма – 61 метр, и он имеет несколько этажей. В притворе находятся два бесшумных лифта для пожилых людей, имеется отдельный лифт для инвалидов-колясочников. У входа – небольшая шатровая колокольня с одним колоколом.
Был выбран белый владимирский известняк, из которого издавна возводили соборы на Руси
Основным отделочным материалом был выбран белый владимирский известняк, из которого издавна возводили белокаменные соборы на Руси, в первую очередь во Владимире и Суздале. Нам хотелось использовать именно этот камень, чтобы продолжить традиции русского зодчества. Хотя в архитектуре храма есть элементы и русского, и византийского стиля.
Храм поражает своим великолепием, светом, легкостью и объемом: он специально был создан таким светлым и радостным, чтобы показать торжество победы новомучеников над смертью.
Храм поражает своим великолепием, светом, легкостью и объемом: он специально был создан таким светлым и радостным, чтобы показать торжество победы новомучеников над смертью.
Этот светлый и победительный храм утверждает торжество Христа и Его учеников над силами зла и смерти
Внутреннее пространство храма
Верхний храм возведен в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, а нижний посвящен святому Иоанну Предтече и Двенадцати апостолам.
Храм с самого начала задумывался как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. На лестницах помещены изображения пророчеств – уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве[1], страданиях[2] и Воскресении[3] Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества[4]. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них – например, знаменитое пророчество святого пророка Даниила (см.: Дан. 9: 24–27) – сбылись буквально с точностью до конкретных дней[5].
Слева от алтаря расположена кафедра. В древних храмах именно с кафедры читалось Евангелие и Апостол. Сейчас в русских храмах кафедры практически не встретишь. А вот в византийских, греческих храмах они встречаются достаточно часто.
Великолепный гранитный пол выложил православный итальянский мастер, а в алтаре подобный пол выкладывали русские мастера.
Храм с самого начала задумывался как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. На лестницах помещены изображения пророчеств – уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве[1], страданиях[2] и Воскресении[3] Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества[4]. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них – например, знаменитое пророчество святого пророка Даниила (см.: Дан. 9: 24–27) – сбылись буквально с точностью до конкретных дней[5].
Слева от алтаря расположена кафедра. В древних храмах именно с кафедры читалось Евангелие и Апостол. Сейчас в русских храмах кафедры практически не встретишь. А вот в византийских, греческих храмах они встречаются достаточно часто.
Великолепный гранитный пол выложил православный итальянский мастер, а в алтаре подобный пол выкладывали русские мастера.
Иконы и фрески
Специально для храма было написано 47 икон, большая часть которых – в русско-византийских традициях. Общая площадь фресок храма – более 6 тысяч кв. метров. Росписи были выполнены командой из 30 художников-монументалистов под руководством Михаила Леонтьева и Дарьи Шабалиной.
Наш храм посвящен исповедникам и новомученикам Церкви Русской, поэтому на фреске Распятия Христова вместе с Пресвятой Богородицей, святой равноапостольной Марией Магдалиной и другими женами-мироносицами стоят великая княгиня Елисавета Феодоровна, новомученица Татиана Гримблит[6] и преподобноисповедница Афанасия (Лепешкина)[7]. С правой стороны у креста изображены апостол Иоанн Богослов, мученик Лонгин Сотник, праведный Никодим и вместе с ними священномученик Иларион (Троицкий), священномученик Философ Орнатский со своими сыновьями священномучениками Борисом и Николаем, расстрелянными за веру в 1918 году.
В куполе храма мы видим святых разных стран и эпох, которые вместе с нами предстоят Богу и участвуют в наших молитвах. Среди множества святых – святые Царственные страстотерпцы, а рядом с ними изображен недавно прославленный в лике святых их личный врач страстотерпец Евгений Сергеевич Боткин. На фресках изображены и те новомученики, потомки которых до сих пор живут и помнят о подвиге своих родных. Например, на центральной фреске изображены два священноисповедника и мученика из семьи Правдолюбовых. Их внуки и правнуки приезжали на освящение собора и узнали своих дедушек.
Наш храм посвящен исповедникам и новомученикам Церкви Русской, поэтому на фреске Распятия Христова вместе с Пресвятой Богородицей, святой равноапостольной Марией Магдалиной и другими женами-мироносицами стоят великая княгиня Елисавета Феодоровна, новомученица Татиана Гримблит[6] и преподобноисповедница Афанасия (Лепешкина)[7]. С правой стороны у креста изображены апостол Иоанн Богослов, мученик Лонгин Сотник, праведный Никодим и вместе с ними священномученик Иларион (Троицкий), священномученик Философ Орнатский со своими сыновьями священномучениками Борисом и Николаем, расстрелянными за веру в 1918 году.
В куполе храма мы видим святых разных стран и эпох, которые вместе с нами предстоят Богу и участвуют в наших молитвах. Среди множества святых – святые Царственные страстотерпцы, а рядом с ними изображен недавно прославленный в лике святых их личный врач страстотерпец Евгений Сергеевич Боткин. На фресках изображены и те новомученики, потомки которых до сих пор живут и помнят о подвиге своих родных. Например, на центральной фреске изображены два священноисповедника и мученика из семьи Правдолюбовых. Их внуки и правнуки приезжали на освящение собора и узнали своих дедушек.
Просветительский и Молодежный центры монастыря
В храмовом комплексе сейчас расположены Просветительский и Молодежный центры, аудитории для катехизаторских курсов, воскресная детская школа, зал церковных соборов, галерея для братии, трапезная, ризничная, котельная и множество других нужных монастырю помещений.
Как площадь превращается в огромный летний храм
В новом храме может поместиться до 2000 человек. Но это еще не все. Паперть храма тоже может использоваться для богослужений. На ней устанавливают Престол и жертвенник. Священники служат на паперти, а люди стоят вокруг, и тогда вся площадь превращается в огромный летний храм под открытым небом, где могут поместиться и отчетливо слышать пение знаменитого Сретенского хора до 5000 человек.
Освящение нового храма
Великое освящение храма и первая Божественная литургия были совершены Святейшим Патриархом Кириллом 25 мая 2017 года. На торжественной церемонии присутствовали Президент России Владимир Путин, который преподнес в дар братии монастыря икону святого Иоанна Крестителя XIX века, а также первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) и другие иерархи Русской Православной Церкви.
После освящения храма Патриарх Кирилл вместе с духовенством прошли крестным ходом в древний монастырский собор в честь Владимирской иконы Божией Матери и перенесли оттуда в новый храм мощи священномученика Илариона (Троицкого; 1886–1929) – небесного покровителя монастыря и его настоятеля в 1920-е годы. Под звон колоколов ковчег с мощами установили на камнях, привезенных с Соловков, где священномученик Иларион находился в заключении с 1924 по 1929 год. Эти камни – фрагменты ступенек церкви, по которым при жизни ходил владыка, в той церкви на Соловках он совершал службы. С ним по этим ступенькам поднимались и многие другие умученные за веру подвижники.
После освящения храма Патриарх Кирилл вместе с духовенством прошли крестным ходом в древний монастырский собор в честь Владимирской иконы Божией Матери и перенесли оттуда в новый храм мощи священномученика Илариона (Троицкого; 1886–1929) – небесного покровителя монастыря и его настоятеля в 1920-е годы. Под звон колоколов ковчег с мощами установили на камнях, привезенных с Соловков, где священномученик Иларион находился в заключении с 1924 по 1929 год. Эти камни – фрагменты ступенек церкви, по которым при жизни ходил владыка, в той церкви на Соловках он совершал службы. С ним по этим ступенькам поднимались и многие другие умученные за веру подвижники.
Золотые купола нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской хорошо видны с разных точек Москвы. Он стал украшением старой части столицы.
Расписание богослужений
Новый храм открыт для посещения каждый день. Богослужения в нем совершаются: в будние дни – вечерняя служба в понедельник и Божественная литургия утром во вторник; по воскресным дням и великим праздникам – всенощное бдение накануне и поздняя Божественная литургия.
«Я переживаю это как чудо Божие»
Настоятель Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов (РПЦЗ) сказал о нашем новом храме:
«Я переживаю это как чудо Божие. Такой храм построить на таком ограниченном пространстве – это удивительно. Храм стоит буквально на косточках, на крови тех, кто пострадал за веру, – и он посвящен Воскресению Христову, победе Христа над смертью, над адом. И его посвящение новомученикам и исповедникам, которые глубоко верили в этот центральный догмат нашей Церкви, имеет огромный смысл. Я рассматриваю его возведение как некий покаянный акт. Он стоит прямо напротив бывшего КГБ и будет постоянно напоминать людям звоном колоколов, совершаемой здесь молитвой о том, чего надо избегать. Молитвы святых новомучеников и исповедников Российских нас – Русскую Зарубежную Церковь и Московский Патриархат – объединили».
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) объяснял:
«Храм во имя Новомучеников, построенный на Лубянке, означает не вечную скорбь и укор советскому прошлому, а торжество Христа и Его учеников над силами зла и смерти. Разумеется, он стал и памятником всем, кто нашел в себе духовные силы противостоять богоборчеству и смуте, в которую обрушилась наша страна сто лет назад. Поэтому храм такой светлый и победительный».
Алексей Иванович Сидоров, патролог, доктор церковной истории, профессор, делился:
«На том месте, где в грязи и крови издевались над мучениками, вдруг возник храм, где их поминают и молятся им. Без помощи Божией было бы невозможно построить такой храм за три года. Зачем искать какие-то чудеса? Приходи в Сретенский монастырь – и вот оно, чудо!»
[1] Ис. 7: 14: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»; Мих. 5: 2: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».
[2] См., например, Ис. 53: 5: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». Да и вся 53-я глава Книги пророка Исаии – это пророчество о страданиях и славе Христа Спасителя. Также см.: Зах. 11: 12–13; Иер. 32: 9.
[3] См., например: Пс. 15: 10; Ис. 53: 10, 13 и др.
[4] См.: Ис. 25: 3–10; Дан. 7: 13–14; Иоил. 2: 10–11.
[5] Пророк Даниил указал время пришествия Спасителя, рассчитав его в семидесяти седьминах «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима».
[6] Новомученицу Татиану Гримблит власти преследовали, а затем и расстреляли за помощь арестованным, в том числе пребывавшим в узах и ссылке духовенству и верующим мирянам.
[7] Преподобноисповедница Афанасия (Лепешкина; † 1932) была игуменией Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни. Монастырь был преобразован большевиками в сельхозартель, однако в ней игуменией поддерживался монастырский уклад и велись богослужения.
[2] См., например, Ис. 53: 5: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». Да и вся 53-я глава Книги пророка Исаии – это пророчество о страданиях и славе Христа Спасителя. Также см.: Зах. 11: 12–13; Иер. 32: 9.
[3] См., например: Пс. 15: 10; Ис. 53: 10, 13 и др.
[4] См.: Ис. 25: 3–10; Дан. 7: 13–14; Иоил. 2: 10–11.
[5] Пророк Даниил указал время пришествия Спасителя, рассчитав его в семидесяти седьминах «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима».
[6] Новомученицу Татиану Гримблит власти преследовали, а затем и расстреляли за помощь арестованным, в том числе пребывавшим в узах и ссылке духовенству и верующим мирянам.
[7] Преподобноисповедница Афанасия (Лепешкина; † 1932) была игуменией Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни. Монастырь был преобразован большевиками в сельхозартель, однако в ней игуменией поддерживался монастырский уклад и велись богослужения.